Фонд Развития Физтех Лицея

7 декабря 2011
Адамский: модернизация образования невозможна без оценки его качества

Зарплата учителей в соответствии с результатами, достигнутыми учащимися, предполагает наличие прозрачной и автоматизированной системы оценки этих результатов. Такой системы нет, тогда как для финансирование образовательной услуги необходим расчет стоимости условий качественного образования. Зачисление в вузы на основании лишь ЕГЭ и олимпиад —  некорректно, поскольку в тени остаются слишком многие важные моменты. Предложениями по разрешению ситуации в интервью РИА Новости делится научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.

— Александр Изотович, можно ли считать показателями качества школьного образования исключительно ЕГЭ и олимпиады?

— У нас фактически нет адекватной системы оценки ни результатов работы учителей, ни качества образования в целом. ЕГЭ и олимпиады свидетельствуют лишь об учебных достижениях, в то время как новая система оплаты труда учителя предполагает стимулирующие выплаты за весь комплекс результатов педагогической работы. Требуется оценить достижения учащихся, а системы комплексной оценки нет. В итоге при оплате учительского труда возникает искушение распределять стимулирующие выплаты не за достигнутые результаты, а за разработку методических материалов, публикации, заведование кабинетом… Но дело не только в этом, а и в отсутствии достаточной базы для оценки качества образования. Наш институт занимается разработкой системы, которая поможет комплексно оценивать достижения учащихся, а значит — качество образования.

— А что значит оценивать достижения учащихся — комплексно?

— Это значит, что нужно учитывать все те знания, умения, навыки и компетенции, какие школьники получают в школе. Не только учебные, но и достижения в области спорта, творчества, социальной деятельности. Все дети одарены по-разному, и каждый имеет право на то, чтобы получить легальную, официальную оценку своих успехов в любой области.

Сейчас из-за того, что российская школа дает оценку только академическим успехам, зачастую школьники, одаренные в области спорта, творчества или организационных способностей, чувствуют себя ущербными в школе, а отличники — в обществе сверстников. Такая ситуация негативно сказывается на детской социализации. Чтобы школа успешно выполняла социализирующую функцию — а она должна ее выполнять, — нужно, чтобы каждый учащийся мог чувствовать себя успешным хотя бы в чем-то.

— Какой же должна стать новая система оценки достижений учащихся?

— Во-первых, оценка учебных достижений должна стать более индивидуальной, чтобы оценить прогресс каждого из учащихся. И при этом все результаты могут и должны фиксироваться в электронной среде, без бумажной волокиты. Иначе все бессмысленно.

Во-вторых, итоговые достижения по разным видам деятельности учащихся должны быть документально подтверждены. Добился школьник успехов в спорте, в творчестве, в общественной деятельности, в производственной бригаде? Нужно выдать выпускнику соответствующие государственные свидетельства, которые он сможет предъявить приемной комиссии в вузе или при приеме на работу на собеседовании.

В-третьих, у каждого выпускника должна быть возможность предъявить свое резюме в любом месте. Резюме должны учитываться при поступлении в вуз и в других случаях.

Кроме того,  на наш взгляд, целесообразно ввести практику рекомендаций, когда учитель профильной дисциплины, самостоятельно приняв такое решение, рекомендует выпускника в вуз,  и эту рекомендацию обязана учесть приемная комиссия. При этом если данный студент отчисляется с первого курса, доверие к рекомендовавшему резко падает. Я считаю, что надо вернуть учителю право на итоговую оценку выпускника.

— С какими трудностями столкнется внедрение подобной системы оценки качества школьного образования?

— Для ее внедрения надо изменить нормативно-правовую базу. В частности, заменить, наконец, бумажную волокиту работой с электронными ресурсами. Сейчас школа обязана вести бумажный журнал, даже при наличии электронного, в соответствии с правилами 1970-х годов.

Важно и то, чтобы учителя и школьники перестали рассматривать внешние оценки как наказание и начали относиться к ним как к полезной для себя информации.

 

 

Источник: РИА Новости

 


 



Вернуться к списку новостей

Обсуждение закрыто.

Владимир Путин:

" Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе..."

Источник

Андрей Воробьев, губернатор МО:

"Для нас очень важно, чтобы школы Подмосковья были лучшими в стране и ребята здесь получали достойное образование, реализовывались и творили на благо нашей страны. Здесь великолепный директор школы, потрясающий преподавательский состав. По рейтингу подмосковных школ – Физтех-лицей один из лидеров региона."

Игорь Агамирзян:

"Наконец-то, «Физтех-лицей» получил замечательное новое здание. К тому же, ему присвоили имя великого человека и ученого Петра Капицы. Сегодня МФТИ обзавелся новым источником для своей кадровой базы, а Московская область — новым центром притяжения для талантливых детей, с которых все начинается."

Константин Новоселов, Нобелевский
лауреат:

"Я по-хорошему завидую вам, сегодняшним лицеистам, и вашим родителям, потому что у вас есть возможность учиться у самых лучших преподавателей и студентов МФТИ. Близость к Физтеху и близость к живой науке дают колоссальные возможности. Вы будете учиться передовым знаниям в прекрасно оборудованных экспериментальных классах».

Н.В.Карлов, ректор МФТИ 1987-97 г.г.

Мы задумывали сделать такую школу, где и работать и учиться будет трудно, но интересно, где будет царить дух Физтеха.
А «Физтех» означает думать творчески…
«Физтех» означает вечное стремление к совершенству во всем

Из книги «Я – Физтех»


Все отзывы
  • Подписаться на рассылку

    * Это поле обязательно
  • Ваши предложения и комментарии Вы можете направить по адресу info@go2phystech.ru